Connect with us
Автоспорт

10 занимательных фактов о самой первой гонке Формулы 1

10 занимательных фактов о самой первой гонке Формулы 1

В этот день мая 75 лет назад в Сильверстоуне прошла первая гонка Формулы 1, с которой ведёт свой отсчёт история чемпионата мира. Официальный сайт чемпионата подготовил подборку из десяти занимательных фактов, связанных с этим событием, которые известны даже не всем знатокам истории автоспорта.

1. У гонки было два названия

У самой первой гонки Формулы 1 было два названия: официально она именовалась Гран При Европы. В случае с гонкой, которая проводилась не во Франции и не в Италии, подобное происходило впервые. Но поскольку дело было в Англии, то её также назвали Гран При Великобритании.

10 занимательных фактов о самой первой гонке Формулы 1

В отличие от наших дней, когда сезон традиционно стартует в марте, та гонка прошла 13 мая. Только в семи случаях чемпионат начинался позже: 27 мая в 1951 году, 18 мая в 1952-м, 14 мая в 1961-м, 26 мая в 1963-м, 22 мая в 1966-м и 5 июля в 2020-м.

2. Первым поворотом в те годы был Woodcote

С 1952-го по 2011 гг. этим правым поворотом круг по Сильверстоуну заканчивался, но когда там проходила самая первая гонка Формулы 1, скоростной Woodcote был первым поворотом трассы длиной 4,6 км. Следовательно, именно он стал первым поворотом, который преодолели участники того исторического Гран При.  

Далее они боролись в поворотах Copse, Maggots, Becketts, Chapel, Stowe и Club, а венчал круг Abbey. Пит-лейн и стартовое поле были расположены между Abbey и Woodcote, а машины выстраивались на нём в таком порядке: 4-3-4.

3. Гонку посетил Король Георг VI

По оценкам того времени, в день гонки её посетили до 120 тысяч зрителей, но наиболее важной персоной среди них был Его Величество Король Георг VI. Он прибыл в Сильверстоун вместе с Королевой Елизаветой, принцессой Маргарет, а его гостями были лорд и леди Маунтбеттен.

Это так и осталось единственным случаем, когда правящий монарх почтил своим присутствием британские соревнования по автоспорту.

4. В гонке приняли участие принц сиама и швейцарский барон

Список участников самой первой гонки Формулы 1 тоже отличался явным налётом аристократизма, что соответствовало присутствию на ней королевской семьи.

Среди 21 участника были такие персоны, как Бирабонгзе Банудей Банубанд, он же Принц Бира, он же Б.Бира. Принц Сиама (ныне Таиланд) был известным гонщиком той эпохи, как и швейцарский барон Эммануэль Туло де Граффенрид, победитель Гран При Великобритании 1949 года, последней гонки с таким статусом, состоявшейся во времена, предшествовавшие Формуле 1.

Принц Бира был единственным представителем Таиланда в истории чемпионата мира, но лишь до 2019 года, когда за рулём машины Toro Rosso дебютировал Алекс Элбон. Бира 75 лет назад показал 5-й результат в квалификации, но сошёл с дистанции гонки, потому что в баке Maserati №21 закончился бензин.

Де Граффенрид, его напарник по команде Enrico Platé, тоже не добрался до финиша: на его Maserati 4CLT/48 вышел из строя двигатель.

5. Фамилии трёх фаворитов начинались на «Фа»

Машина Alfa Romeo 158 с рядным 8-цилиндровым турбомотором рабочим объёмом 1,5 литра, что и отражено в индексе модели, создавалась ещё в предвоенные годы, т.е. на момент той гонки это была разработка 13-летней давности.

Тем не менее, она оставалась вполне конкурентоспособной, поэтому заводской команде итальянской компании удалось подписать контракты с тремя ведущими гонщиками того времени – это были Джузеппе «Нино» Фарина, Луиджи Фаджиоли и Хуан-Мануэль Фанхио. Они даже были удостоены прозвища «Три Эф».

Как и ожидалось, по итогам квалификации все трое показали три лучших результата, а четвёртым был британец Рег Парнелл, тоже пилотировавший Alfa Romeo 158. Неудивительно, что в гонке «Три Эф» сразу оторвались от соперников, выступавших на итальянских Maserati, французских Talbot, а также британских ERA и Alta.

Гонка длилась почти два с четвертью часа, её дистанция составила 70 кругов, на протяжении которых порядок первой тройки несколько раз менялся, но победа досталась Фарине. Фаджиоли увидел клетчатый флаг через 2,6 секунды, а третьим линию финиша пересёк Парнелл, проигравший лидеру почти минуту.

Дело в том, что Фанхио сошёл с дистанции из-за утечки масла. Вероятно, трубопровод системы смазки был повреждён, когда будущий пятикратный чемпион мира зацепил ограждение в повороте Stowe. Кстати, в этом качестве в Сильверстоуне тогда использовались тюки соломы.

6. Животный мир Англии мешал проведению гонки

Мало того, что у Alfa Romeo было явное преимущество в скорости – итальянской команде повезло, что хотя бы три машины смогли добраться до финиша, потому что Парнелл в ходе гонке сбил выскочившего на трассу зайца.

Газеты того времени сообщали, что после той коллизии на Alfa Romeo британца образовалась заметная вмятина.

7. Средний возраст участников был 39 лет

Средний возраст участников Гран При Великобритании 1950 года составлял 39 лет – сравните с этим же показателем гонки в Австралии текущего сезона: 27 лет.

Трём гонщикам было за 50: Луиджи Фаджиоли уже исполнился 51 год, Луи Широн отметил 51-й день рождения меньше чем через три месяца, а Филиппу Этанселену было 53. Ещё четверым было за 40, в том числе победителю: Джузеппе Фарина стал первым чемпионом мира в возрасте 43 лет.

А самым молодым был 29-летний британец Джеффри Кроссли, выступавший за команду Privé на машине Alta.

8. 11-е место в гонке занял джазовый музыкант

Это вовсе не шутка: в том историческом Гран При действительно участвовал известный в джазовых кругах Великобритании тромбонист Джонни Клейз. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в музыке он добился куда более заметных успехов, чем в автоспорте: в своё время его состав Johnny Claes and the Clay Pigeons был довольно популярен.

Он родился в Лондоне, но выступал под бельгийской лицензией, и тогда в Сильверстоуне за рулём Talbot показал самое последнее время в квалификации, проиграв Фарине, обладателю поула, 18 секунд. Впрочем, в гонке он добрался до финиша 11-м, но уже в шести кругах позади лидера.

9. Дебют BRM состоялся лишь частично

Британская команда BRM (British Racing Motors), через 12 лет выигравшая Кубок конструкторов, не смогла выйти на старт первой гонки в истории Формулы 1, хотя дебют её машины Type 15 с экзотическим турбомотором V16 всё-таки состоялся. Но технических проблем было столько, что в BRM. были вынуждены ограничиться лишь несколькими показательными кругами по трассе.

В итоге та машина дебютировала в чемпионате мира только через год – и тоже в Сильверстоуне.

10. Стирлинг Мосс занял 2-е место в гонке поддержки

Стирлинг Мосс выигрывал Гран При Великобритании в 1955-м и 1957 гг., а в 1950-м, когда ему было 20 лет, он выступал только в гонках поддержки в классе машин с двигателями объёмом 500 куб.см.

Первый заезд он выиграл, затем отчаянно сражался за лидерство в финальном, но буквально в последнем повороте на его Cooper возникли проблемы с двигателем JAP, и он финишировал вторым. Но на приём к Королю Георгу VI его всё равно пригласили.

Источник

Comments
More in Автоспорт
aquapolis