Гран При Абу-Даби завершил сезон 2019 года, в котором Льюис Хэмилтон выиграл шестой титул. Управляющий директор Формулы 1 Росс Браун подвёл итоги чемпионата…
Яркий финал сезона
Финал сезона на трассе Яс-Марина состоял из многих позитивных моментов, которые есть в сегодняшней Формуле 1. Мы обсудим их, но начнём с победителя, Льюиса Хэмилтона.
Последний Гран При года напомнил о первых гонках сезона: Льюис Хэмилтон доминировал, а Mercedes находилась в другой лиге впереди остальных команд. Доказательством этого является шестой в карьере «Большой шлем» Льюиса – поул, победа, лучший круг и лидерство от старта до финиша. Сезон 2019 года в исполнении Льюиса действительно впечатляет: 11 побед, 17 подиумов и очки во всех гонках.
Пожалуй, самая необычная статистика в том, что он только пять раз выигрывал поул, тогда как Шарль Леклер на два больше – семь. До этапа в Абу-Даби Льюис в последний раз возглавляя протокол квалификации в июльском Гран При Германии. Это тем более странно, если учесть его рекорд в 88 поулов за карьеру.
Воскресная гонка казалось формальностью. Вишенкой на торте стал лучший круг, показанный за два круга до финиша. Особенно впечатляет тот факт, что перед этим Льюис проехал 27 кругов на этом комплекте шин. Невозможно просить большего от великого чемпиона.
Ферстаппен стремится к вершине
Можно ли требовать большего от Макса Ферстаппена? Это сложно, ведь свой пятый сезон в Формуле 1 он впервые закончил в первой тройке, блестяще проведя чемпионат.
Свой первый поул в карьере Макс заработал в Венгрии, а затем второй – в Бразилии. Он трижды победил в этом году, доведя общее число побед до восьми. Однако важнее то, что мы увидели меньше ошибок, которые в прошлом часто возникали из-за его нетерпеливости. Эти всплески горячности дорого обходились ему в прошлые сезоны, но сейчас таких моментов всё меньше.
Молодому гонщику Red Bull исполнилось 22 года всего несколько месяцев назад. Лучшие годы его карьеры ещё впереди, и он готов бросить вызов Льюису Хэмилтону. Конечно, ему для этого нужна быстрая машина, чего не было в начале этого сезона. Однако в Red Bull-Honda сделали ряд шагов вперёд, и теперь это приносит результаты. Полагаю, они будут бороться за титул в 2020-м.
Ferrari движется вперёд
Можно, конечно, требовать большего от Ferrari в сезоне, в котором у команды чередовались подъемы со спадами. На зимних тестах перспективы выглядели многообещающими, но к весне оптимизм сменился разочарованием, и первая половина сезона стала для Скудерии периодом упущенных возможностей.
После летнего перерыва в Ferrari смогли прибавить. Они завоевали шесть поулов подряд с этапов в Бельгии и Мексике, и одержали три победы подряд с Бельгии по Сингапур, а успех Шарля Леклера в Монце стал ярким моментом сезона.
Однако концовка чемпионата получилась более сложной, как и этап в Абу-Даби. В свой первый год в роли руководителя команды Маттиа Бинотто прошёл боевое крещение в самой стрессовой должности в Формуле 1. Я уверен, что он обладает необходимыми качествами, чтобы команда начала новый победный цикл.
Самым позитивным аспектом Ferrari в этом сезоне стали выступления Шарля Леклера, который проводит свой второй сезон в Формуле 1, и первый в топ-команде. Он выиграл две гонки, семь поулов и десять раз поднялся на подиум.
Его талант неоспорим, и нет сомнений, что он прибавит и станет одним из лучших гонщиков следующего десятилетия. Очевидно, что у Шарля есть всё, чтобы оказать прессинг на Себастьяна Феттеля.
Себастьян должен был вспомнить ситуацию 2014 года, когда его напарником в Red Bull Racing стал Даниэль Риккардо. Тогда Себастьян решил сменить обстановку, перейдя в Ferrari, но на этот раз остался сражаться с Леклером. В следующем году мы вновь увидим интересную борьбу гонщиков Ferrari, и Маттиа должен держать ситуацию под контролем, чтобы добиться лучшего результата для команды.
Тем не менее, главная задача – построить машину, способную бороться за победы на трассах любого типа. Кроме того, команде необходимо решить проблемы с надёжностью, которые слишком часто возникали в этом году.
Плотная борьба в середине пелотона
Позади трёх сильнейших команд мы увидели захватывающую борьбу. Карлос Сайнс стал «лучшим из остальных» благодаря блестящему обгону Нико Хюлкенберга на финальном круге. Команда McLaren стала «лучшей из остальных» в Кубке конструкторов. Парни из Уокинга добились хорошего прогресса, а главным событием сезона для них стало третье место Карлоса в Бразилии – первый подиум с 2014 года.
Toro Rosso тоже хорошо провела сезон. Команда из Фаэнцы заняла шестое место, повторив лучший результат в своей истории, а также поднялась на подиум впервые за десять лет.
Больше всего впечатлили выступления молодых гонщиков в середине пелотона. Если не брать во внимание вышеупомянутых Ферстаппена и Леклера, два дебютанта, Ландо Норрис и Алекс Элбон показали свой талант. Как и Джордж Расселл, учитывая уровень возможностей Williams.
Другие молодые гонщики, Антонио Джовинацци и Лэнс Стролл, тоже важны Формуле 1, тем более, что предыдущее поколение пилотов, пришедших в чемпионат сразу после «эры Шумахера», неизбежно завершает свои выступления. Никто из этих «ветеранов» не хочет говорить, что их время подходит к концу, но в Абу-Даби мы попрощались с Робертом Кубицей и Нико Хюлкенбергом. В 2019-м ни один из них не показал результаты, соответствующие их таланту.
Безусловно, Кубица мог добиться большего в Формуле 1, если бы не ужасный инцидент в ралли в 2011 году. Но он справился со всеми невзгодами, и очко в Хоккенхайме символизирует, что всего можно добиться благодаря решимости.
Карьера Нико Хюлкенберга получилась более простой, но за девять сезонов в Формуле 1 немецкий гонщик так и не получил возможности продемонстрировать всё, на что он способен. Уверен, Нико считает, что у него остались незаконченные дела, и он полон решимости вернуться в Формулу 1, чтобы продемонстрировать свои способности.
Интерес со стороны болельщиков растёт
В 2019-м интерес к Формуле 1 продолжал расти. Цифры по телевизионной аудитории положительные, и в этом году, как и в 2018-м, на трибунах в дни гоночных уик-эндов побывали больше четырёх миллионов человек. Мы отметили впечатляющий рост на цифровых платформах, а фестивали, организованные в разных городах мира, тоже пользовались большим интересом.
Болельщики – главные в нашем спорте, и нам нужно держаться за многолетних преданных поклонников, которые прекрасно разбираются в особенностях аэродинамики и хитросплетениях гоночных стратегий. При этом мы должны привлекать новую аудиторию. Мы начали этот процесс три года назад, и теперь начинаем видеть результаты.
В этом году мы достигли рамочного соглашения по новым правилам, которые вступят в силу в 2021 году. Результат стал следствием совместной работы FIA и команд, единственной целью которых было сделать спорт более интересным для болельщиков.
Мы особенно рады позитивным откликам на новый регламент, особенно со стороны болельщиков. В воскресной гонке из-за технических проблем DRS была недоступна на протяжении почти 20 кругов, что подчёркивает необходимость перемен, которые позволят гонщикам вплотную бороться друг с другом.
Кроме того, необходимо сократить отрывы между командами, поскольку только лидеры смогли проехать полную дистанцию гонки в Абу-Даби – остальные отстали на круг. Наши цели разделяют все заинтересованные стороны, в том числе и болельщики. Был сделан важный шаг, но ещё предстоит много работы, однако мы определённо движемся в правильном направлении».