Гэри Андерсон, в прошлом конструктор гоночных машин, а ныне эксперт издания The Race, рассуждает о причинах нынешнего кризиса в команде Ferrari, объясняя, почему смещать Фредерика Вассёра было бы неправильно.
Когда у Ferrari проблемы, несладко всей Италии, и итальянская пресса не станет молчать, если команда не показывает нормальных результатов. Но атака на Фредерика Вассёра, руководителя команды, предпринятая перед Гран При Канады, вероятно, не просто очередная газетная колонка, и тут всё серьёзнее.
Когда я работал в Формуле 1, в паддоке была пара журналистов, про которых все знали, что стоило только появиться мимолётным слухам, как они тут же начинали их повсюду разносить, выдавая за реальные новости…
Но я всегда считал, что дыма без огня не бывает, поэтому уверен, что в Ferrari далеко не всё благополучно. Именно с этим связаны слухи о том, что Вассёр будет смещён. А также они подогреваются байками о том, что за будущее Кристиана Хорнера на посту руководителя Red Bull Racing тоже нельзя поручиться. Впрочем, напрашивается вопрос: для чего руководству Ferrari желать подобных перемен?
Согласен, результаты команды в этом году не соответствуют ожиданиям, хотя в Ferrari подписали контракт с Льюисом Хэмилтоном, рассчитывая бороться за победу в чемпионате, но теперь этот весьма дорогостоящий проект кажется просто провальным. Однако вину за это нельзя возлагать на Вассёра, потому что сделкой с Хэмилтоном занимался Джон Элканн, президент компании.
Следуя этой логике, может быть и его надо призвать к ответу? Разумеется, этого произойти не может, ведь он вообще-то один из акционеров, а не обычный, нанятый на работу сотрудник.
В Формуле 1 нет каких-то волшебных рецептов успеха. Когда происходят кадровые перестановки, всегда требуется время, чтобы всё устроилось и заработало – в том числе это можно видеть на примере британской футбольной Премьер-лиги, где регулярно меняются тренеры в командах, выступающих не лучшим образом.
Но если разобраться в существе дела более серьёзно, то в долгосрочной перспективе команды обычно становятся сильнее, если переживают трудные времена вместе со своими руководителями.
Мой опыты работы в Jaguar стал примером того, как высшее руководство может подорвать ваш авторитет внутри команды. Всем крайне сложно сохранять собранность, если самый большой начальник придирается ко всему, что ты делаешь, а сам потихоньку сливает информацию прикормленным СМИ.
Когда происходят подобные утечки, вне зависимости от того, была в них доля правды или нет, слухи только разрастаются, и это может очень быстро сбить команду с нужного курса.
Перемены в Формуле 1 начали происходит в конце 90-х и ранних 2000-х. До этого руководители команд, по сути, были их владельцами, достаточно назвать имена Эдди Джордана, Фрэнка Уильямса, Петера Заубера, Рона Денниса и Тома Уокиншоу. Все они ушли и были заменены на наёмных корпоративных менеджеров.
В мои времена, если команда выступала неважно, обычно исправлением ситуации занимался технический директор, которому оказывалась вся необходимая поддержка. Похоже, что сейчас за всё отвечает именно руководитель команды, и в том числе ему приходится волноваться, достаточно ли эффективно работает аэродинамика при той или иной величине дорожного просвета и прочих параметрах.
В Ferrari концепция машины 2025 года разрабатывалась, когда технический директор Энрико Кардиле ушёл в академический отпуск, а в команду из Mercedes перешёл Лоик Серра, и в этот период Вассёру приходилось больше заниматься техническими вопросами. Но формально к тому моменту – а это было задолго до начала сезона 2025 года – он занимал пост руководителя команды лишь считаные месяцы.
При этом я в курсе, что он с самого начала старался добиться всех необходимых полномочий, чтобы решать кадровые вопросы и определять структуру всего предприятия. В своё время, когда Маттиа Бинотто совмещал должности руководителя команды и технического директора, я говорил, что это неправильный подход.
Никому не под силу одновременно выполнять две такие задачи сразу. Если в Ferrari допускают повторение прежней истории, тогда она заслуживает этих проблем.
Если говорить о машине SF-25, то очевидно, что у неё явные проблемы со стабильностью аэродинамической платформы. В Монако, где нужен более высокий, чем обычно дорожный просвет, машина Ferrari неслась как ракета. А на большинстве обычных трасс, где шасси тем эффективнее работает, чем меньше клиренс, сложностей прибавляется. Но Шарль Леклер более-менее справляется и с такой машиной, однако Ferrari нужно найти некое решение, которое позволит добиваться нормальной работы шасси при более широком диапазоне настроек.
А вот Льюис Хэмилтон в более сложной ситуации. В одной сессии его дела могут идти неплохо, но уже в следующей ему не удаётся добраться до первой десятки, или он даже может оказаться ближе к концу второй. Если от новичка это вполне можно ожидать, то уж точно не от гонщика, за плечами которого более 350 стартов и семь чемпионских титулов.
Команде нужен кто-то с подобным опытом, кто бы задавал ей траекторию развития, однако похоже, что Льюис уже не раз препирался с Риккардо Адами, своим гоночным инженером. Что только усиливает прессинг, который сейчас испытывает Вассёр, а итальянская пресса обсуждает в том числе и это.
В прошлом году Ferrari до конца сезона боролась с McLaren за Кубок конструкторов, и в итоге заняла 2-е место, набрав всего на 14 очков меньше. А сейчас она находится на третьей строчке командного зачёта, проигрывая McLaren уже 191 очко.
Уровень результатов всегда относителен. В этом году McLaren и Mercedes прогрессируют, Red Bull стоит на месте, и даже можно сказать, что они сдали позиции после замены Серхио Переса, ведь теперь им приходится тасовать напарников Макса Ферстаппена.
Ferrari тоже стоит на месте, и это в лучшем случае. Можно даже предположить, хотя это спорный момент, что их проблемы связаны с тем, что они заменили Карлоса Сайнса. Ведь он знал команду, знал, как она работает, и наверняка бы зарабатывал больше очков, чем Хэмилтон, который никак не может адаптироваться.
Если я и готов за что-то критиковать Вассёра, так только за то, что иногда всё-таки надо находить конкретных виновников тех или иных проблем. Это вовсе не значит, что надо устраивать публичные казни, но важно показывать своё недовольство и давать понять, что он понимает, с чем именно связаны неудачи…
Не знаю, в чьей именно это компетенции, но в реальности это должен быть кто-то из высшего менеджмента Ferrari, который должен заверить Вассёра, что его положение прочное, и в компании ему полностью доверяют.
После этого они общими усилиями должны то же самое проделать с людьми, которые занимают все ключевые должности, прежде всего в техническом департаменте – т.е. речь о техническом директоре, руководителе отдела аэродинамики, главном конструкторе и т.д. Всем им надо обеспечить поддержку и предоставить свободу действий, чтобы они могли нормально работать.
Именно это сделали в McLaren под руководством Андреа Стеллы, заверив всех, что все могут спокойно заниматься тем, что они умеют делать, и не тратить время на административную возню и политические игры.
Нельзя сказать, что Вассёр плохо работает. По любым меркам он смог правильно расставить приоритеты, нужным образом направить работу подчинённых, и создал условия, в которых уже можно искать пути решения проблем. Всё это отражает статистика команды по сравнению с временами, когда Скудерией руководили его предшественники. Все предыдущие полтора десятилетия с лишним они тоже пытались выиграть чемпионат, но потерпели неудачу.
Но мне всё-таки хотелось бы видеть, что Вассёр сильнее расстраивается из-за того, как идут дела команды. Вопрос в том, что именно он говорит публике, особенно итальянским болельщикам, которые всегда очень серьёзно воспринимают ситуацию Ferrari.
Не стоит менять руководителя команды, даже если это третий сезон Вассёра на его посту – всё-таки прошло ещё не так много времени. Но если вы всегда вынуждены работать с оглядкой, если вам постоянно грозит увольнение, то вы никогда не сможете работать в полную силу…
