Следить
Автоспорт

Гэри Андерсон предлагает план, как увеличить число обгонов

Гэри Андерсон предлагает план, как увеличить число обгонов

Гэри Андерсон, в прошлом известный конструктор гоночных машин, а ныне эксперт издания The Race, считает, что два обязательных пит-стопа не помогут решить проблему обгонов в Формуле 1, и предлагает свой план…

В последнее время FIA, Формула 1 и команды обсуждают идею двух обязательных пит-стопов, чтобы сделать гонки более интересными и способствовать увеличению числа обгонов. Но есть куда более эффективные способы, которые позволят этого добиться. 

Когда в 2011 году впервые появились системы DRS, что было сделано для упрощения обгонов, уже тогда я был убеждён, что всё закончится тем, что мы имеем сейчас. Согласен, в значительной степени это объясняется особенностями аэродинамических характеристик машин, но когда гонщики получают возможность применять некий механизм, искусственно способствующий обгонам, им уже не нужно включать воображение и заниматься своего рода творчеством, чтобы опередить соперника. 

В далёком прошлом остались те времена, когда такие мастера, как Айртон Сенна, Найджел Мэнселл и Жиль Вильнёв совершали свои великолепные обгоны, которые нужно было планировать в течение нескольких кругов, после чего атаковать, действуя с максимальной решимостью. 

Кроме того, FIA придётся найти способ определять, какие действия гонщиков при защите позиции будут считаться избыточными, ведь грань между активной обороной и блокировкой весьма тонка. 

В следующем году мы увидим, что подходы к гонкам претерпят существенные изменения. Машины станут немного легче (хотя и недостаточно лёгкими) и немного компактнее, и это должно в какой-то мере помочь.

Однако они будут оснащены системами активной аэродинамики, и ещё более важным станет рациональное использование энергии и правильный подход к подзарядке батареи, чтобы уровень её заряда постоянно был достаточно высоким – это необходимо и для атаки, и для эффективной обороны. В общем, всё это не так просто. 

Но мне однозначно не хочется видеть ситуации, когда на протяжении двух третей круга обгоны невозможны, и гонщики едут как пенсионеры. Зато потом, на оставшейся трети круга, когда у всех подкоплено достаточно энергии для атаки и обороны, начнутся активные действия, но поскольку их предпримут все сразу, то обгонов не будет всё равно, потому что гонщики будут нейтрализовать такие манёвры, мешая друг другу. 

Сама по себе идея двух пит-стопов разумна, и её можно реализовать, если включить в правила требование обязательного использования резины всех трёх составов. Важно ввести ещё одно требование, определив минимальный процент дистанции, который необходимо проехать на каждом из составов. Однако команды уже заговорили о том, что в этой ситуации они будут просто копировать действия друг друга, поэтому разница между пит-стопами будет один, максимум два круга. 

Поэтому я предлагаю иной план. Прежде всего нужно сократить число составов резины до трёх максимум, и они должны применяться в течение всего сезона. Причём составы должны существенно отличаться по эффективности, и разница в темпе должны быть не меньше секунды на круге. 

При разработке конструкции шины и расчёте её ресурса нужно ориентироваться на самый худший сценарий, используя всю информацию, собранную на протяжении 2024-го и 2025 гг. Тогда в 2026-м у резины будет достаточный запас в плане безопасности, поскольку новые машины генерируют меньше прижимной силы. 

Во-вторых, нужно менять толщину протектора. Если применять одну и ту же конструкцию шины для разных составов, то задача инженеров упростится, а поверх этой конструкции нужно нанести тонкий слой резины очень жёсткого состава – скажем, толщиной 1 мм или меньше. Поверх него должен быть слой актуального состава, причём тоже довольно тонкий. В случае с составом Soft я предлагаю его сделать не более 1,5 мм, в случае с Medium – 1 мм, Hard – 0,5 мм.

Суть в том, что чем толще этот слой, тем лучше он задерживает тепло. По мере износа поддерживать оптимальную рабочую температуру станет сложнее, поэтому эффективность шины начнёт снижаться. 

Второй, т.е. нижний слой резины, который необходим из соображений безопасности, может быть даже какого-то другого цвета, чтобы было видно, когда шина изнашивается до этого уровня. Самое важное, этот слой должен быть по-настоящему жёстким и позволял ехать намного медленнее, чем актуальные составы. 

При этом командам нужно разрешить по-прежнему разрабатывать свои оригинальные тактические схемы. Тогда в гонках может быть один, два, а в каких-то случаях даже три пит-стопа. Гонщики, которые хотят до минимума сократить число остановок в боксах, должны будут пилотировать аккуратно, чтобы снизить степень износа., а остальные могут действовать более агрессивно и пытаться ехать намного быстрее. 

Чтобы сократить число комплектов шин, которые компания Pirelli должна привозить на трассу, прежде всего тех, которые практически не используются, стоит также скорректировать регламент. В первой части квалификации все должны ездить только на жёсткой резине, во второй – на Medium, в финальной сессии – на Soft.

Эти же комплекты могут быть использованы и в гонке – с тем исключением, что будет позволено менять только тот из них, на котором гонщик допустит ошибку на своём самом быстром круге, заблокирует тормоза, и на резине образуется проплешина. 

Также у каждого гонщика должны быть ещё два комплекта резины каждого состава. В обычный уик-энд на первой тренировке можно будет использовать по одному комплекту каждого состава и ещё по одному – на второй. В те уик-энды, в программу которых включён спринт, гонщик должен получать по одному комплекту каждого состава на тренировку, и ещё по одному – на квалификацию к спринту. 

Таким образом в каждый гоночный уик-энд в распоряжении каждого гонщика будет всего девять комплектов сликов, а не 13. А когда в программу  этапа входит спринт – то 12.

Если применять такие подходы вместо введения двух обязательных пит-стопов, то команды получат возможность разрабатывать множество различных тактических схем, и можно будет надеяться, что и гонки станут интереснее. 

Под конец рискую окончательно расстроить пуристов. Если вы смотрели недавний Гран При Сан-Паулу и видели, как Макс Ферстаппен пробивался вперёд и финишировал третьим, хотя стартовал с пит-лейн, при том что ещё и прокол получил, из-за чего после шести кругов снова оказался последним, то идея применения реверсивного порядка старта на некоторых трассах, где возможны обгоны, уже не покажется такой уж глупой. 

Источник

Больше в Автоспорт
aquapolis