
Лео Турини, ветеран итальянской автоспортивной журналистики, не мог остаться в стороне от истории с судебным разбирательством «Фелипе Масса против FIA, FOM и Берни Экклстоуна», ведь осенью 2008 года он был и на Гран При Сингапура, и на бразильском финале сезона…
Пишу об этом, потому что обязан Фелипе Массе.
Разумеется, то, что тогда произошло в Сингапуре – дела давно минувших дней. Все, кто в 2008 году ходил в детский сад, уже выросли, став молодыми людьми лет двадцати, и имеют полное право не знать, о чём я собираюсь говорить.
Но для старых чудаков вроде меня вполне типично заблуждаться относительно того, что нынешнее поколение должно быть в курсе тех вещей, о которых оно на самом деле никакого понятия не имеет.
Тем не менее продолжу. В 2008-м я был на Гран При Сингапура. В том же году я был и в Интерлагосе. А теперь позвольте вопрос: сколько стоит упустить победу в чемпионате мира, да ещё если это весьма впечатляюще, по-театральному обставлено?
Чуть больше 80 миллионов долларов – именно такую сумму Масса намерен взыскать с тех, кто был виновником той невероятной концовки чемпионата 2008 года, и процесс в Королевском суде Лондона уже идёт…
Изложу факты так, как я их помню. В 2008-м Масса был гонщиком Ferrari и не смог завоевать титул, потому что Льюис Хэмилтон, в то время выступавший за McLaren, заработал на одно очко больше. Всего на одно очно.
Финальный акт драмы грянул в Интерлагосе. Фелипе на глазах бразильских болельщиков выиграл свой домашний Гран При и уже начал праздновать победу в чемпионате, однако Хэмилтон буквально в последний момент смог опередить обе машины команды Toyota, которые пилотировали Ярно Трулли и Тимо Глок. Поэтому титул достался ему.
У многих, кто там был, по сей день остаются мрачные подозрения по поводу темпа Toyota, однако на сей счёт никаких доказательств нет (кстати, Трулли, разумеется, мой давний друг).
Кроме того, событиям, произошедшим на последнем круге Гран При Бразилии, предшествовала ещё одна загадочная история, на тот момент ещё не раскрытая. За месяц до этого в Сингапуре Масса и Ferrari доминировали в гонке, но Нельсиньо Пике, гонщик команды Renault, которой тогда руководил Флавио Бриаторе, врезался в барьер.
Выехал автомобиль безопасности, началась волна пит-стопов, но из-за ошибки механика Ferrari Масса упустил возможность подняться на подиум. Всё это косвенно было на руку Хэмилтону.
До поры до времени эта история шла по разряду спортивных новостей, но годом позже, в 2009-м, она попала уже на страницы криминальной хроники. Пике-младший признался, что намеренно вылетел с трассы и устроил аварию, и это позволило Фернандо Алонсо, его тогдашнему напарнику, выиграть Гран При Сингапура.
Разразился хотя и запоздалый, но чудовищный по масштабу скандал. Бриаторе и Пэт Симондс, на тот момент руководитель инженерного департамента Renault, были отлучены от Формулы 1, однако избежали пожизненной дисквалификации по решению парижского суда.
Но на этом история не закончилась. В 2023 году Берни Эклстоун, который в 2008-м ещё был главой менеджмента чемпионата, заявил, что и он, и высшее руководство FIA с самого начала были в курсе той аферы. Получалось, что они должны были сразу аннулировать результаты Гран При Сингапура, и если бы они это сделали, то чемпионом мира стал бы не Хэмилтон, а Масса. Однако это не было сделано, чтобы не нанести ущерб имиджу Формулы 1.
И вот после тех откровений Экклстоуна бедняга Масса решил обратиться в суд. Тем временем Берни отказался от своего признания, заявив, что его неправильно поняли. А с условно спортивной точки зрения срок давности той скандальной истории уже истёк.
И всё-таки Фелипе на сдаётся, считая, что прав. Против Хэмилтона, который в той интриге точно не замешан, он ничего не имеет. А если не принимать во внимание вопрос о финансовой стороне, то Массу, бывшего гонщика Ferrari, пожалуй, вполне бы устроило, если бы было официально признано, что в 2008 году должно быть два чемпиона: он и Льюис.
Сомневаюсь, что такое решение будет принято. Тем временем процесс в Лондоне продолжается…
В Ferrari предпочли остаться в стороне от этого разбирательства. Их можно понять, если учесть, кто сейчас выступает за эту команду. Кстати, Алонсо, ветеран Формулы 1 и участник тех сингапурских событий, тоже выступал за Ferrari, и однажды в 2010 году Масса от него потребовал: «А теперь ты должен рассказать мне всю правду о том, что тогда произошло в Сингапуре!»
Фелипе до сих пор ждёт.
