
Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Абу-Даби и сезона в целом…
Мартин Брандл: «Поздравляю Ландо Норриса с чемпионским титулом после 24 прекрасных, но порой напряженных и сложных гонок. Его победы в Мельбурне, Монако, Австрии, Сильверстоуне, Венгрии, Мексике и Бразилии, а также 18 подиумов стали яркими моментами сезона.
Среди неудач можно отметить столкновение с напарником Оскаром Пиастри в Канаде из-за неудачного маневра, сход в Зандфорте из-за утечки масла, неспособность воспользоваться неудачей Пиастри в Баку, заняв лишь седьмое место, техническая дисквалификация в Лас-Вегасе и неудачная стратегия команды в Катаре. Это был, мягко говоря, сезон со спадами.
Справляясь с этими сложностями, Ландо сделал большой шаг вперед в контроле над собой в этом сезоне, стал стабильно превращать поул в лидерство в конце первого круга. Хорошим примером стала Мексика, когда после старта с поула он очень хорошо расположил машину, опередив на небольшое расстояние группу из четырех соперников, затормозил в нужном месте с нужной силой, чисто прошел первую шикану и затем с легкостью доминировал в гонке.
Он научился лучше справляться со сложными ситуациями в квалификации, гонке и даже вне машины. Он перестал публично критиковать себя, что только подстегивало его соперников. Но он оставался верным себе и тому, как он хочет вести себя в гонках.
Его гоночное мастерство всегда было высоким, и в этом году оно еще более усилилось благодаря более активной атаке и обороне, а также умению контролировать состояние шин, как в Будапеште, к большому огорчению Пиастри.
Норрис по-прежнему не обладает абсолютной точностью и смелостью Пиастри в обгонах. На многих трассах Оскар был бесспорным лидером с яркими победами в Китае, Бахрейне, Саудовской Аравии, Майами, Испании, Бельгии и Нидерландах.
В Монце Пиастри предложили пропустить Ландо после пит-стопов. Мне это показалось логичным. Перед этим команда попросила Ландо уступить своё право, поскольку он ехал впереди, первым провести пит-стоп, чтобы помочь Оскару защититься от приближающегося Шарля Леклера на Ferrari, пообещав не делать «подрезку». Ландо согласился, хотя это было против его интересов. Пиастри поехал в боксы первым и провёл пит-стоп за 1,9 секунды, а у Норриса произошла заминка, его пит-стоп продолжался 5,9 секунды, произошла «подрезка» и Пиастри оказался впереди.
Команда исправила эту ошибку на трассе. Конечно, медленный пит-стоп – тоже часть гонок, но в данном случае он произошел в особых обстоятельствах. Пиастри вернулся в зону DRS Норриса и получил разрешение свободно бороться, но Норрис смог оторваться, поскольку в тот день он был быстрее всех.
Если из-за этого Оскар упал духом, то не стоило этого делать. В следующей гонке случился кошмар с двумя вылетами в стену и фальстартом в Баку, и до Катара Пиастри больше не поднимался на подиум. В Катаре он был на голову сильнее всех, но в итоге занял только второе место из-за того, что команда решила не заезжать в боксы во время выезда автомобиля безопасности на 7-м круге.
Два фактора привели к долгому затишью в карьере Оскара: во-первых, известный факт, что на трассах с гладким асфальтом ему пока не удаётся полностью раскрыть свой потенциал, а во-вторых Макс Ферстаппен и Red Bull во второй половине сезона серьёзно прибавили, выиграв шесть из последних девяти гонок.
В концовке чемпионата Макс был в отличной форме, хотя до этого в какой-то момент отставал на 104 очка и говорил, что после лета не выиграет ни одной гонки. Можно только поздравить Red Bull с таким прогрессом в аэродинамике, а Макса с тем, что он сумел так хорошо это использовать, став заметно увереннее.
Все эти предположения о том, что могло бы произойти в том или ином случае, лишены смысла. По ходу сезона из 24 гонок и шести спринтов у всех случаются инциденты. Каждое очко имеет значение, когда бы и как оно не было заработано.
Все три претендента на титул будут сожалеть об ошибках, упущенных возможностях, порой необоснованных штрафах и моментах потери самообладания. Ландо в одной гонке сошёл из-за технических проблем, а в Вегасе обе машины McLaren были дисквалифицированы, так что для них сезон состоял из результатов 23-х Гран При.
В McLaren старались использовать равный подход к своим гонщикам, что достойно восхищения, но иногда создавало нежелательные внутренние трения и негативное внимание прессы. Кроме того, «два первых номера» стабильно отбирали друг у друга очки на протяжении всего сезона.
У Макса этой проблемы не было, он заработал 421 из 451 очка Red Bull, но, с другой стороны, у него не было никого, кто мог бы помочь максимально использовать потенциал машины и гоночные стратегии.
Независимо от всех этих «если» и «но», мы получили трехстороннюю дуэль в Абу-Даби, в которой команда McLaren сыграла весьма остроумно.
Ферстаппен завоевал ещё один потрясающий поул, чтобы получить преимущество в контроле над темпом гонки. Было очень вероятно, что он останется лидером в первом повороте, что в итоге и получилось.
Перед гонкой в паддоке много говорили о том, как в Red Bull помешают McLaren. Для титула Ландо было достаточно остаться в тройке лидеров, и все ждали, что Макс замедлит пелотон, чтобы Ландо попал под атаки Леклера и Расселла.
В McLaren сделали три ключевых вещи. Во-первых, стартовавший третьим Пиастри получил шины Hard для более длинного первого отрезка. Во-вторых, было решено, что если он сможет чисто и безопасно обогнать Норриса, то должен это сделать и прессинговать Макса, чтобы тот не мог контролировать темп. В-третьих, они провели гонку Норриса исключительно для защиты необходимого третьего места, имея в запасе козырь в виде того, что Пиастри всегда мог отступить на последнем круге, если не смог бы лично выиграть титул, но дополнительная позиция для Норриса могла иметь решающее значение.
Шарль Леклер сделал всё за рулём Ferrari, чтобы отобрать у Ландо третье место, но McLaren и Пиастри сохраняли спокойствие и довели машину до финиша. После неудачного стратегического решения в Катаре это был гениальный ход, потому что ни один из других соперников на трассе не мог повлиять на их результат. Кроме одного.
На второй машине Red Bull Юки Цунода долго ехал на шинах Hard, зная, что в какой-то момент Норрис должен будет обогнать его после пит-стопа. Я не против небольшой стратегической командной игры – у всех есть две машины, которые они могут использовать для достижения максимального результата, но сообщения по радио «ты знаешь, что делать» граничили с угрозой.
Юки должен был придержать Ландо на узких поворотах с 12-го по 5-й на следующем круге, что относительно просто и весьма эффективно. Вместо этого Юки начал скользить из стороны в сторону на задней прямой, как пьяный матрос, нарушая правила, и в итоге вынудил Норриса обогнать его на грязном участке трассы, фактически за её пределами.
Цунода заслуженно получил пятисекундный штраф за явное нарушение, но что насчет обгона Норриса за пределами трассы и сохранения преимущества? Он не мог пропустить Цуноду обратно, поскольку Юки уже обогнал Леклер. К счастью для Норриса, стюарды приняли рациональное решение.
Судя по всему, есть правила, по которым если гонщик вынужден съехать с трассы, чтобы избежать аварии, он не может быть наказан за это. Другие могут сказать, что Норрис должен был сбавить скорость или попытаться обогнать с другой стороны, но не было никаких сомнений в том, куда направится Red Bull.
В любом случае, Норрис финишировал с отрывом в 6,7 секунды от Леклера, поэтому пятисекундный штраф ничего бы не изменил.
Потом было празднование Ландо, его семьи, друзей и команды с искренней радостью в брызгах шампанского. Было нетрудно почувствовать комок в горле и, возможно, даже вытереть слезу. В конце концов, хорошие люди тоже могут побеждать.
Мы прощаемся с Sauber, силовыми установками Renault, системой DRS, текущим регламентом, журналистами-ветеранами Майклом Шмидтом (750 посещенных гонок) и Марком Хьюзом, которые уходят на пенсию, и со многими другими аспектами жизни в Формуле 1. И мы прощаемся с одним из лучших сезонов Формулы 1, которые я имел удовольствие комментировать. Спасибо за внимание!»
