Site icon

Империя Ред Булл: клубы на трех континентах, клонированная идентичность и 12 млрд проданных банок энергетика

“Динамо” встретится с клубом, который призван увеличить продажи напитка

Getty Images/Global Images Ukraine/ автор: Matthias Kern/Bongarts

  • Содержание

  • Империя
  • Основатель
  • Политика
  • Проблемы
  • Будущее
  • Империя

    Конечно, вы в курсе, что "Ред Булл Зальцбург" – часть чего-то большего.

    Но знали ли вы, что именно в Австрии все и началось?

    Это был 2005 год, когда владелец концерна Red Bull Дитрих Матешиц решил выкупить зальцбургскую "Аустрию", переживавшую трудные времена.

    Штаб-квартира его компании расположена рядом, и выбор казался очевидным.

    Но как оказалось позже — Матешиц лишь разогревался.

    В 2006-м он приобрел франшизу МЛС "Нью-Йорк Метростарз", которую немедленно переименовал в "Нью-Йорк Ред Буллз".

    В 2008-м руки концерна по производству энергетиков дошли до Африки, где они открыли филиал в Гане, однако уже через шесть лет его закрыли. Оказалось, что Red Bull не умеет вести бизнес там, где нет ни правил, ни гарантий.

    Совсем другое дело — Германия. В 2009-м Матешиц выкупил клуб 5-го дивизиона "Маркранштадт", и с новым названием "РБ Лейпциг" он стал флагманским проектом в его системе.

    Но даже это не насытило “Быков". В 2019-ом они пришли в бразильский "Брагантино" – с тех пор "РБ Брагантино" – который дорос до середняка Серии А.

    Ну, и совсем свежая новость — миноритарный пакет акций "Лидса". Нетипичная инвестиция для компании, ранее стремившейся управлять каждой деталью, но, с другой стороны, у концерна сменился хозяин. Старик Дитрих Матешиц умер осенью 2022-го, и его место занял единственный сын Марк. Отец долго готовил его к этой роли.

    Матешиц-младший не самый большой фанат футбола, но часто приходит на гонки Формулы-1, где у Red Bull тоже есть своя конюшня — так же, как и в MotoGP, Moto2, серфинге, скейтбординге.

    Более того, самые успешные хоккейные клубы Австрии и Германии последних лет — тоже Red Bull.

    Вот почему империя — потому что это гораздо больше, чем пять футбольных клубов.

    Основатель

    Дитрих Матешиц был гением маркетинга.

    В начале 80-х он прибыл в Таиланд как торговый представитель зубной пасты Blendax, и после долгого перелета купил Krating Daeng — популярный напиток среди велорикш, который придавал им энергии.

    "Уже через несколько минут я почувствовал, что усталость как рукой сняло, а моя жизнь изменилась".

    Матешиц забыл о пасте и познакомился с владельцем Krating Daeng Чалео Ювидхья, предложил сотрудничество.

    Ясно, напиток надо было адаптировать для европейского рынка — убрать слишком специфический вкус, добавить газа, красивую упаковку.

    "Перед запуском в 1984-м я заказал исследование рынка, и оно было ужасным. Фокус-группа не восприняла ни вкуса напитка, ни логотипа, еще и начала искать, что там намешано. Но я верил — надо продолжать".

    У него все получилось благодаря сверхмощной рекламе. В США, например, эффектные девушки разъезжали по общежитиям, предлагая напиток, "который поможет всю ночь не спать".

    Ну, и спорт — Red Bull, якобы "придающий крылья", в 1992-м начал вкладываться в самые рискованные, экстремальные виды, подпитывая иллюзию, что это его энергетик дал атлетам сверхчеловеческую силу.

    Миша Шер, член правления Европейской ассоциации спонсорства, уверяет, что так это работает везде:

    "Nike уже давно не продают кроссовки — они продают стремление жить, как звезды NBA. Так же Apple — это ощущение владения Mac. Вот и Red Bull достиг того, чего хотел — он стал ассоциироваться со смелостью, скоростью, движением".

    Вот зачем Матешицу понадобился и футбол тоже – быть вблизи суперзвезд полезно для бизнеса.

    Цифры не лгут. В 2000 году концерн Red Bull продал миллиардную банку энергетика; в 2018-м на планете было продано 7 млрд банок за год; в 2023-м – уже более 12 млрд.

    Политика

    Она максимально агрессивна в каждой детали.

    Клубы империи Red Bull имеют "РБ" в названии, очень похожие эмблемы, играют в цветах концерна; еще и выстроены в вертикально интегрированную систему.

    По сути, это эталон глобализма в футболе.

    Долой традиции! Когда фаны "Аустрии" выступили за сохранение исторического названия и фиолетовых цветов, Матешиц даже не отреагировал.

    Так же Red Bull встретил оппозицию и в Лейпциге, но местный "Локомотив" быстро маргинализировали, а группа Rasenballisten, призывающая болеть за "Лейпциг" и одновременно против Матешица, выглядит, по правде, странно.

    Дитрих победил — и здесь ключевым было назначение спортивным директором одновременно в Зальцбурге и Лейпциге Ральфа Рангника в 2012 году.

    "В начале Ред Булл действительно ненавидели ультрас по всей Австрии, но сейчас у обычных болельщиков агрессии уже нет. Они уважают то, что сделали "Быки". Между 2006 и 2012 годами это еще воспринималось как реалити-шоу Матешица, но Рангник сделал клуб частью нашего футбола", – говорит Александр Хубер с Kurier Sport.

    Если вкратце, то он объединил империю Red Bull единой философией игры — быстрой, вертикальной; с высоким прессингом и мощными контратаками.

    Здесь не место медленным, скучным владениям. Red Bull придает крылья — не забыли?

    Также это Рангник научил "Зальцбург", "Лейпциг" и даже "Нью-Йорк" работать с молодёжью; наладил работу академий, расширил сеть скаутов, которых ныне можно увидеть на матчах чемпионатов Замбии и Камеруна.

    Выкуп маленького "Лиферинга" – тоже его идея. Это здесь с 2012 года "РБ Зальцбург" проверяет тех, кто не тянет основу.

    Проще говоря, если Матешиц создал Red Bull питьевой, то Рангник — Red Bull футбольный.

    И, да – это уникальная история, ведь другие империи и не мечтают о единой философии. Все, что объединяет клубы City Group — желание шейхов подружиться с местными элитами в важных для них странах, как Британия, Австралия или Индия.

    Совсем другой типаж — Матешиц. Он все двери открывал ногой — и не только в провинциальной для футбола Австрии, но и Германии.

    У вас нельзя называть клуб именем спонсора? Ок, держите RasenBallsport — то самое РБ, что в переводе означает "спорт с мячом на газоне".

    У вас есть священное правило "50+1"? Ок, мы придерживаемся, но акции отдадим 19 самым доверенным сотрудникам нашего концерна.

    "Они — самый инновационный бренд в Германии, делающий то, на что другим духу не хватает. Red Bull не соглашается — он везде задает тон", – признает Шер.

    При этом Матешиц еще и заботился, чтобы клубы не тянули слишком много денег — и это потому "Лейпциг" до сих пор выиграл только два Кубка Германии и дважды финишировал вторым в Бундеслиге. Red Bull стремится к заработку и пиару. Трофеи — лишь бонус.

    Их нью-йоркский проект не выиграл МЛС, но его стоимость выросла с 30 млн до 290 — и это нравится концерну.

    И чтобы каждый игрок на поле носился, будто с крыльями, что на банке Red Bull. Так энергетик точно будет продаваться хорошо.

    Проблемы

    А это уже 2017-й — год, когда на Red Bull наехал УЕФА.

    В этом сезоне "Лейпциг" должен был дебютировать в Лиге чемпионов, где уже регулярно играл "Зальцбург".

    Между тем, в 2009-17 годах из австрийского клуба в немецкий перешли 16 игроков, и часто очень заметных, как Дайо Упамекано, Петер Гулачи, Амаду Айдара.

    И что УЕФА? Он приказал клубам немедленно это прекратить, иначе оба вылетят из ЛЧ — вот что.

    У Red Bull не было выхода — он де-юре отказался от австрийского клуба, оставшись лишь его крупнейшим спонсором. Также директора во главе с Оливером Минцлаффом (Рангник сделал это чуть ранее) официально порвали с австрийцами, оставшись только в Лейпциге. Соглашение о сотрудничестве, которым мотивировали поток трансферов, тоже разорвали.

    Уже в сезоне-2018/19 "Зальцбург" еще и дважды побил "Лейпциг" в ЛЧ, а затем Эрлинг Холанд выбрал "Боруссию" – чем не доказательства, что регулятор победил?

    Но не все так просто. Холанда не остановили, ведь Мино Райола мог наделать много шума. Зато дальше лучшие воспитанники "Зальцбурга" продолжили переезжать именно в восточную Германию — Доминик Собослаи и Хван Хи Чан в 2020-м, Николас Зивальд и Беньямин Шешко в 2023-м.

    Это, кстати, объясняет, почему "Зальцбург" в этом году впервые за 9 сезонов не выиграл чемпионат Австрии — просто они потеряли обоих лидеров одновременно.

    Уже в этом сезоне переходов из Австрии в Германию нет совсем, ошибка учтена. Марио Гомес решает — это он теперь вместо Рангника; техдир одновременно в "Лейпциге", "Нью-Йорке" и "Брагантино". В "Зальцбурге" официально нет, но кто в это верит?

    УЕФА делает вид — это у него получается лучше всего. А вот империя Red Bull идет вперед.

    Будущее

    Самое интересное — а что они будут делать в "Лидсе"?

    Это не 5-й дивизион Германии, и не США, где футбол обзывают соккером. Ассоциация болельщиков "Павлинов" уже выступила с обращением:

    "Любые фундаментальные изменения идентичности и наследия "Лидс Юнайтед" встретят максимальное сопротивление. Мы обратимся в футбольные органы".

    Red Bull успокаивает — мол, это лишь миноритарный пакет, и пока ничего не будет, но все равно выглядит интригующе. Как-никак, первое крупное футбольное действие концерна под руководством Марка Матешица.

    Конечно, он может вернуть империю, куда захочет — состояние в 33 млрд евро это позволяет.

    Его отец видел в футболе лишь инструмент продвижения энергетика, но Марк на эту тему не говорит.

    Наверное, выскажется уже вскоре.

    А тем временем "Зальцбург", "Лейпциг", "Нью-Йорк" и "Брагантино" еще живут, как жили — тактически подкованные, инновационные, но также антиисторичные и одинаковые, будто из-под гигантской кальки.

    www.ua-football.com

    Exit mobile version