ЕвроСпорт Новости

Льюис Хэмилтон и утраченная мечта Фелипе Массы: 17 лет спустя история все еще не закрыта

Льюис Хэмилтон и титул Массы: 17 лет споров

Исполнилось 17 лет со дня первого чемпионского титула Льюиса Хэмилтона. Молодой британец тогда вошел в историю Формулы-1, став самым юным чемпионом и добившись этого на последних метрах последнего круга финальной гонки сезона-2008. Его триумф в Бразилии стал символом эпохи, но для проигравшего тогда Фелипе Массы — началом многолетней борьбы за справедливость, которая продолжается и сегодня. Статью подготовила редакция euro.com.ua.

Сезон, который изменил Формулу-1

Год 2008-й запомнился не только напряженной борьбой «Макларена» и «Феррари», но и невероятной драмой, которая разворачивалась от старта до финиша. Масса и Хэмилтон начали сезон с одинаково высокими амбициями. Для бразильца это был шанс вернуть титул в Маранелло после епохи Михаэля Шумахера. Для Хэмилтона — возможность доказать, что успех дебютного года не был случайностью.

Ошибки и непредвиденные обстоятельства преследовали обоих. Масса неудачно стартовал в Австралии, а затем потерял важные очки в Малайзии и Канаде. Зато победы в Бахрейне и Барселоне вновь вернули его в гонку за титул. В Хэмилтона же видели будущего чемпиона — после серии сильных выступлений и побед казалось, что корона уже у него в руках. Но все решилось, как это часто бывает в Формуле-1, в последнюю секунду.

Льюис Хэмилтон и титул Массы: 17 лет споров

Финал в Бразилии: 39 секунд славы и трагедии

Решающая гонка сезона прошла на домашней трассе Массы — в Сан-Паулу. На старте он выглядел безупречно: поул-позишн, лидерство с первых кругов, отличная стратегия. Казалось, удача наконец повернулась к нему лицом. А вот Хэмилтон боролся за выживание, постепенно теряя позиции под усиливающимся дождем.

На последних кругах ситуация поменялась. Молодой Себастьян Феттель прошел британца, и в тот момент чемпионство переходило к Массе. Трибуны взорвались, «Феррари» уже праздновала победу. Но за 39 секунд до финиша Льюис обошел Тимо Глока, оказавшегося на сухой резине в ливень, и вернул себе пятое место — то самое, которое гарантировало титул. Масса выиграл гонку, но проиграл сезон — всего одно очко разделило их в итоговой таблице.

Сингапурский скандал: авария, изменившая историю

На этом история могла закончиться, если бы не Гран-при Сингапура. Тогда, впервые в истории Формулы-1, гонка проходила на городских улицах при искусственном освещении. Масса лидировал, но все перевернул инцидент с Нельсоном Пике-младшим. Его болид внезапно врезался в отбойник, вызвав появление машины безопасности. Это помогло напарнику Пике — Фернандо Алонсо, который уже успел сделать пит-стоп, вырваться вперед и победить.

Всё выглядело как случайность, пока через год, после увольнения из «Рено», Пике не признался: авария была спланирована. Руководство команды приказало ему разбить машину, чтобы создать выгодные условия для Алонсо. Для Массы же это стало поворотным моментом — из-за ошибки механиков на пит-стопе он выехал с застрявшим топливным шлангом, сбил члена команды и лишился шансов даже на очки.

Тогда ФИА начала масштабное расследование. Руководитель «Рено» Флавио Бриаторе и технический директор Пэт Саймондс были дисквалифицированы, а Алонсо избежал наказания из-за отсутствия доказательств его участия в заговоре. Но для Массы урон уже был нанесен — именно эта гонка лишила его важнейших очков, которые могли принести титул.

Суд и новое расследование: Масса не сдается

Прошло 16 лет, но бразилец не забыл. Этой осенью 44-летний Фелипе Масса подал в суд, утверждая, что стал жертвой заговора, о котором ФИА знала, но не вмешалась. Основой иска стало интервью Берни Экклстоуна 2023 года, в котором бывший глава Формулы-1 признался: он и тогдашний президент федерации Макс Мосли знали о преднамеренной аварии Пике, но решили не поднимать скандал, чтобы «сохранить репутацию спорта».

Юристы Массы утверждают, что он узнал всю правду лишь после публикации интервью. Сам пилот заявил, что его бывший руководитель в «Феррари» Жан Тодт еще тогда подозревал манипуляцию, но доказательств не было. «Когда я прочитал слова Экклстоуна, это был шок. Я понял, что мое поражение не было честным», — отметил Масса в суде.

Сторона защиты, впрочем, настаивает, что истец пропустил срок подачи иска: вся информация о скандале была доступна еще в 2009 году. Адвокат Экклстоуна Дэвид Квест заявил, что решающими стали не манипуляции соперников, а собственные ошибки Массы и неудачные пит-стопы «Феррари». Сам же Экклстоун, которому недавно исполнилось 95 лет, утверждает, что «не помнит», давал ли он то интервью.

Что говорят цифры и эмоции

Формула-1 всегда балансирует между техникой и человеческим фактором. Масса считает, что без сингапурского скандала стал бы чемпионом, ведь тогда он лидировал с комфортным преимуществом. Хэмилтон, напротив, подчеркивает, что титул был заслуженным — за стабильность, скорость и выдержку под давлением.

Как бы там ни было, история 2008 года стала примером того, как один инцидент может изменить судьбу сразу нескольких людей и команд. И, возможно, именно поэтому Формула-1 до сих пор возвращается к этим событиям — ведь они подняли вопрос, где заканчивается спорт и начинается политика.

Легенда, которая не дает покоя

Сегодня, спустя 17 лет, тот финал по-прежнему обсуждают болельщики. Для Хэмилтона он стал стартом великой карьеры — семикратного чемпиона и рекордсмена. Для Массы — незаживающей раной и символом упущенного шанса. И даже если суд не изменит историю, борьба за справедливость показывает, что гонка еще не окончена.

Напомним, мы также писали о том, что Гран-при Бразилии это ключевой момент в битве за титул Формулы-1.

Exit mobile version