Десять дней назад финский гонщик Калле Рованперя, обладатель двух чемпионских титулов WRC, отметил 25-летие, а вскоре после этого объявил, что решил уйти из чемпионата мира по ралли и продолжить карьеру в кольцевых гонках.
Редакция британского издания The Race собрала мнения своих журналистов о Калле, которого давно прозвали «Максом Ферстаппеном мирового ралли» – и не только потому, что он остаётся самым молодым победителем гонки и самым молодым чемпионом. Он тоже из гоночной династии: его отец – Харри Рованперя, который в своё время довольно долго выступал в WRC, хотя на его счету только одна победа.
При всей разнице в спортивных биографиях Рованпери и Колтона Херты, его сравнивают с этим американцем, подписавшим контракт резервного гонщика с Cadillac F1: Колтону в следующем году тоже предстоит дебютировать в Формуле 2. В случае с Калле речь идёт о японской серии Super Formula, через которую прошли, например, Пьер Гасли и Лиам Лоусон.
Вот одно из мнений: «Если его реальная цель – Формула 1, то вероятность, что Рованперя добьётся успеха, ещё меньше, чем у Херты. Ему придётся пройти более длинный путь и приложить ещё больше усилий. Super Formula – чрезвычайно сложная дисциплина, а Ф2 после неё станет ещё одним испытанием, причём совершенно иного свойства».
Однако если Калле продолжит удивлять гоночный мир результатами и в кольцевых сериях – акцент на слове «если» – то в долгосрочной перспективе шансы перейти в Ф1 у него вполне могут появиться, и более высокие, чем у Херты.
Логика автора этого тезиса вполне понятна: Колтон связан только с программой Cadillac. А финансовую поддержку финскому гонщику оказывает и компания Red Bull, у которой две команды в Формуле 1, и японская корпорация Toyota, расширяющая техническое сотрудничество с Haas F1.
А вот несколько иное мнение: зачем вообще задаваться вопросами о том, чего Рованперя сможет добиться в конечном итоге, каких успехов в кольцевых гонках он достигнет? Может быть, правильнее просто с интересом наблюдать за процессом перехода безусловно талантливого и быстрого гонщика из одной категории в совершенно другую.
Ведь пока и сам Калле не знает, что его ждёт, но нет сомнений, что он в максимальной степени использует представившийся ему шанс и сделает для этого всё, что в его силах.
Тем более что это становится своего рода новым трендом: Макс Ферстаппен уже выиграл гонку на «Северной петле» Нюрбургринга за рулём машины Ferrari класса GT3, а упомянутый Колтон Херта из IndyCar переходит в Формулу 2.
При этом нельзя преуменьшать масштаб сложностей, которые предстоит преодолеть Калле: всё-таки ралли – совсем иная школа, а в кольцевых гонках сейчас выступает целое поколение молодых талантов, которые с раннего детства упорно занимались картингом и многого добились именно в кольцевых дисциплинах.
Одно из важных отличий ралли состоит в том, что машину категории WRC гонщик должен пилотировать на пределе, но при этом ежесекундно адаптируясь к меняющимся условиям. А в кольцевых гонках нужно постоянно выжимать из машины всё, на что она способна, чему способствуют высокие стандарты безопасности, в том числе зоны вылета на многих трассах, которые оставляют гонщику некое право на ошибку.
The Race приводит мнение Эмануэле Пирро, бывшего гонщика, а ныне президента FIA по гонкам на одноместных машинах: «У молодых гонщиков всё сильнее укореняется этот настрой, что надо всё время пилотировать на пределе, и им всё сложнее соразмерять свой темп. Почему гонщик, переходя из кольца в ралли, так часто попадает в аварии? Потому что в ралли нельзя постоянно нестись на предельной скорости».
Получается, что Рованпере предстоит перестроиться в противоположном направлении и научиться применять подходы, не свойственные гонщикам WRC. И в течение всего периода «ученичества» он будет в положении догоняющего.
Впрочем, масштаб гоночного дарования молодого финна тоже не стоит недооценивать, и раз он сам принял такое решение, значит, в свои силы он верит. Немаловажно и то, что в него верят его спонсоры. В любом случае будет весьма любопытно понаблюдать за его прогрессом в Super Formula, успехов в которой добиваются только безусловно талантливые парни.
Гонки в этой японской серии в разное время выигрывали Пьер Гасли, ставший вице-чемпионом, Алекс Палоу, Пато О’Вард, а самый свежий пример – Лиам Лоусон. В 2023 году у новозеландца тоже были реальные шансы на титул, но ему просто немного не повезло.
Поэтому пока Рованперя не приступит к работе за рулём машины Super Formula, нет оснований заранее предрекать ему неудачи: а вдруг именно в кольцевых гонках откроются новые грани его таланта к скорости? Просто пока у него не было возможности это проверить.
